Сопровождение смены
Психолого-педагогическое сопровождение смены в детском оздоровительном лагере
Актуальность
Летний период регулярно ставит перед родителями кроме задачи занятости ребенка еще и вопросы укрепления и сохранения здоровья, профилактики асоциальных явлений, в тоже время желательно, чтобы происходило это на фоне успешной социальной адаптации, удовлетворения интересов и потребностей, развития потенциальных способностей детей и подростков.
Это ставит перед организаторами летнего отдыха необходимость осуществления программ психологического сопровождения детей и подростков в рамках летнего оздоровительного лагеря, которая была бы направлена на создание психологического комфорта в период адаптации к новым условиям, развитие коммуникативных навыков, выявление сферы предпочтительных интересов и творческого потенциала детей.
Цели и задачи
Цель: обеспечение полноценного психического и личностного комфорта ребенка в условиях детского оздоровительного лагеря.
Задачи:
- оказание помощи в создании благоприятного микроклимата в отрядах, как основного фактора адаптации в условиях лагеря;
- формирование у детей и подростков личностных качеств, необходимых для успешного взаимодействия в детском временном коллективе;
- развитие коммуникативных способностей, эмпатии, толерантности;
- содействие снятию эмоционального напряжения, в том числе в ситуациях разрешения конфликтов;
- развитие рефлексивного сознания детей с учетом их возрастных особенностей.
Основное содержание работы
Целевая группа: несовершеннолетние от 7 до 17 лет.
Основные направления работы:
- консультационное;
- просветительское;
- развивающее;
- профилактическое.
Основные методы работы:
- тематические беседы;
- приемы арт-терапии, сказкотерапии, игротерапии.
Формы работы:
- групповая;
- индивидуальная.
В работе с каждым возрастом формируются более конкретные задачи, учитывающие особенности детей данного возраста.
Возраст детей: 7 – 9 лет
Задачи работы:
- приобретение детьми навыков социального взаимодействия с группой сверстников;
- развитие у детей навыков самоконтроля и саморегуляции;
- усвоение детьми моральных норм, ценностей, правил поведения;
- формирование “эмоциональной грамотности”;
- содействие ребенку в поиске ресурсов в типичных трудных ситуациях.
Возраст детей: 10 лет
Задачи работы:
- развитие у детей навыков сотрудничества со сверстниками;
- формирование умения правильно относиться к успехам и неудачам;
- формирование уверенности в себе.
Возраст детей: 11 – 12 лет
Задачи работы:
- формирование интереса к другому человеку как к личности;
- развитие у детей интереса к себе;
- формирование у детей навыков самоанализа;
- развитие и укрепление чувства взрослости;
- развитие навыков личностного общения в группе сверстников.
Возраст детей: 13 – 14 лет
Задачи работы:
- формирование у детей умения ставить перед собой цели и достигать их;
- овладение способами регуляции поведения, эмоций;
- формирование умения строить равноправные отношения со сверстниками;
- формирование умения понимать причины собственного и чужого поведения;
- развитие гибкости как способности человека применять большое количество разнообразных способов поведения;
- развитие у ребенка позитивного отношения к себе.
Алгоритм психолого-педагогического сопровождения смены
Период | Проблема/задача | Форма работы | Результат |
1 неделя |
|
|
|
2-3 неделя |
|
|
|
3 неделя. Окончание смены |
|
|
|